Отец основателя компании AJS Джозеф Стивенс-старший был кузнецом, и в 1984 году в Вулверхэмптоне основал кузнечное производство. Гарри Стивенс поддержал отца и начал учиться у него. Начало
мотоциклетной истории компании положило приобретение Джозефом четырёхцилиндрового двигателя Митчела. Гарри понял, что это его призвание и с этого началась история марки AJS.
Вскоре Стивенс сделал собственный двигатель, который был оценен по достоинству, а специалистами признан одним из лучших в своё время. В 1899 году была основана фирма Stevens Motors Manufacturing
Company. Через четыре года был сделан и первый автомобиль, правда, в продажу он не поступил.
Следующая модель, получившая название Motett, имела сходство, скорее, с мотоциклом, который, правда, ездил на трёх колёсах. Была назначена не самая высокая цена, но покупатели всё равно шли не
охотно. И Стивенс вернулся к тому, что принесло ему успех — к производству двигателей. Популярность их была настолько велика, что вскоре на старой фабрике стало не хватать места и пришлось искать
более просторные заводские комплексы. Под этой маркой вскоре стали выпускаться ещё и карбюраторы, а также коробки передач, но в 1907 году объёмы продаж стали падать.
Компания начала борьбу за выживание. Успех принёс поиск новых районов сбыта продукции. В частности, для Vearswell Company Clino стали поставляться двигатели и рамы. В 1909 году предприятие снова
переехало и было переименованj в AJ Stevens Company. И именно тогда началось масштабное производство мотоциклов. Первыми моделями реорганизованной компании стали мотоциклы A и B. Оба обладали
мощностью в 2,5 лошадиных силы, но Model-B оказалась более функциональной и стоила дороже.
Первой мотоциклетной выставкой для AJS стал показ в Олимпии. Был представлен новый мотоцикл с цепным приводом и V-образным двигателем мощностью в 3.5 лошадиные силы. Чуть позже началось
производство новой модели D. Она была мощнее предшественниц – имела тот же V-образный двигатель с двумя цилиндрами и двухступенчатую коробку передач, правда агрегат обладал мощностью в 5
лошадиных сил. Кроме того, впервые на модели AJS был установлен кик-стартер.
В 1914 году началась и спортивная история компании. В «малых ТТ острова Мэн» приняли участие сразу пять новых спортивных 2,75-сильных мотоциклов марки AJS. Это был настоящий успех. Были заняты
первые два места, 4, 6, а также более скромное 29. Сразу же выросло почти вдвое количество покупателей. Это обозначало только начало всплеска производства и прибылей, а также возникновение новых
проблем: места вновь не хватало, в связи с чем пришлось в срочном порядке приниматься за строительство новых производственных комплексов, которое было прервано Первой Мировой войной.
В 1918 году это самое строительство возобновилось, и в результате на новое место переехали не только конвейеры, но и руководство компании. Отдельное здание было выделено даже под производство
колясок, спрос на которые также неуклонно рос.
Новая модель гоночных мотоциклов была произведена в 1920 году, и вновь байк AJS занял первое место в первых же соревнованиях. От покупателей не было отбоя. Компания переживала свои золотые годы.
Практически сразу же пришли и новые победы. Так гонщик Говард Дэйвис занял первое место в «главных ТТ», а в классе Juniors все 6 мотоциклов, представлявших предприятие, вошли в ведущую десятку,
причём первые 4 места остались именно за AJS.
Неожиданно компания вернулась к производству Model-В. В начале 20-х годов прошлого века мотоцикл модернизировали, установив на него новый двигатель. Так появились В1 и В2, а уже вскоре – ещё
более поздние модификации – В3 и В4. Кроме того, была запущена в производство машина Big Port, также относившаяся к классу спортивных мотоциклов.
В производстве к тому времени было задействовано уже 600 человек, и эта цифра неуклонно росла. Вскоре было принято решение переименовать все мотоциклы модели «В». Им был присвоен индекс «Е», ещё
позже – «G», а потом и «К». Появилось и пополнение в классе гоночных мотоциклов – были представлены мотоциклы GR7 и GR10. Их оснастили двигателями объёмом в 498 кубических сантиметров.
Спустя пару лет вместе с этими байками в соревнованиях стали принимать участие ещё две модели – К7 и К10, оборудованные уже другими двигателями объёмом в 349 кубических сантиметров. Вскоре
начался выпуск новой серии Model-M, включающей несколько удачных моделей. Их интересной особенностью являлся бензобак новой формы, в который встраивался и спидометр. Из-за этого пришлось делать и
новые рамы. Они принесли второе место на последующих ТТ Juniors.
Удивительно, но до тех пор всё ещё поддерживались отношения с компанией Clino, которая постепенно терпела убытки под влиянием экономического кризиса. Поставлять для этой фирмы кузовные рамы
становилось нерентабельно, и в AJS было принято решение выпускать наряду с мотоциклами ещё и автомобили. Модельный же ряд мотоциклов пополнился новой серией R, на машины которой ставили лучшие
двигатели компании – OHV.
Самыми серьёзными моделями этой серии стали машины R8 и R9 с нижними клапанами и 498-кубовыми моторами. Но, несмотря на все усилия сотрудников, AJS тоже постепенно сваливалась в яму. Были
предприняты попытки вернуть былые объёмы продаж.
В 1930 году на модели R7, которая стала известной благодаря развитию скорости в 160 километров в час, попытались побить трёхчасовой рекорд на Монреальских соревнованиях, но сделать этого в
конечном счёте не удалось. Однако Джимми Гатри всё-таки добился победы на лёгких ТТ, но и это не улучшило ситуации.
Следующей попыткой спастись стал выпуск совершенно новых моделей, действительно качественных и при этом совсем не дорогих. Результат превзошел все ожидания, но со знаком минус. Компания не только
не выправила своё положение, но и залезла в огромные долги. Цена акций неуклонно падала, а терпеть с возвратом ссуд банки не хотели. И уже в начале 30-х годов ХХ столетия компанию пришлось
ликвидировать. Такова история очередной жертвы Великой депрессии 1930-1934 годов.
В настоящее время компанию AJS Motorcycles возглавляет Ник Браун вместе со своей семьей.
Ajs 1925 AJS E3 E4 E5(PDF)
Ajs 1927 AJS Instruction Manual H3 H4 H5(PDF)
Ajs 1928 AJS Instruction Manual K7 K10 OHC(PDF)
Ajs 1929 AJS M Series Instruction Manual(PDF)
Ajs 1931 AJS Instruction Manual(PDF)
Ajs 1933 1934 AJS Pitmans Book of the life(PDF)
Ajs 1933 AJS 33 7 OHC Trophy Owners Manual(PDF)
Ajs 1933 AJS Instruction Manual(PDF)
Ajs 1938 Spares List =M= OHV Models(PDF)
Ajs 1939 AJS Instruction Manual(PDF)
Ajs 1945 1957 AJS Pitmans book of the life(PDF)
Ajs 1948 1957 AJS Singles 5th Edition F Neill(PDF)
Ajs 1949 1955 AJS Twin Motorcycles F Neill(PDF)
Ajs 1949 1964 AJS 7R Racing Model Instruction sheets(PDF)
Ajs 1951 AJS Instuction and Maintenace 16M 16MS 16MC 16MCS 18 18S 18C 18CS(PDF)
Ajs 1953 AJS Instuction and Maintenace 16M 16MS 16MC 16MCS 18 18S 18C 18CS(PDF)
Ajs 1954 AJS Instuction and Maintenace 16M 16MS 16MC 16MCS 18 18S 18C
18CS(PDF)
AJS
16MS/18S 1956
Ajs 1956 AJS Instruction 16MS 18S(PDF)