peugeot moto logo

Мануалы PEUGEOT Motorcycles

peugeot sum up
peugeot sum up

История PEUGEOT moto

Компания Peugeot сегодня является старейшим из действующих изготовителей. В 1896 году двоюродные братья Арман (Armand Peugeot) и Эжен Пежо (Eugene Peugeot), организовали «Акционерное общество автомобилей Пежо» (Societe Anonyme des Automobiles Peugeot), которое начало строить автомобили. В 1899 году Эжен создал первый мотоцикл Peugeot, наклонно приспособив под рамой велосипеда швейцарский двигатель «Цедель» мощностью 1,5 л.с, с автоматическим впускным клапаном, карбюратором испарительного типа и батарейным зажиганием. Дополняли облик первого мотоцикла ременный привод заднего колеса и клещевый задний тормоз. С 1902 года мотоциклы Peugeot предлагались уже со специально созданной ходовой частью; двигатель «Цедель» мощностью 2 л.с. вертикально располагался внутри рамы, тормоза действовали на оба колеса. Не прошло и года, как братья Пежо изготовили собственный аналогичным мотор. На картере с этого момента довольно долгое время отливались две буквы -PF - что, собственно, расшифровывалось как «Братья Пежо» (Peugeot Freres). Это отделение компании, которое возглавил Эжен Пежо, непосредственно занималось мотоциклетной деятельностью.

Начиная с 1904 года, на мотоциклах Peugeot стояли только собственные моторы рабочим объемом 238 см3 и мощностью 2,5 л.с. Мотоцикл с таким двигателем развивал скорость до 60 км/ч, чему способствовала специальная «мягкая» передняя вилка конструкции братьев Пежо, получившая наименование «Трюффо» (Truffault). В том же году появилась и более мощная версия мотора (333 см3, 2,75 л.с).

В 1904 году братья Пежо решили пойти на штурм мирового рекорда скорости, для чего подготовили усиленное шасси. Колеса со специальными шинами, заказанными на фабрике «Вольбэ» (Wolber), имели деревянные обода диаметром 650 мм. Масса колеса составляла всего 700 г. Мотоцикл готовился по классу до 50 кг - в то время классификация производилась по весу мотоцикла, так что облегчать приходилось все, что возможно. Двигатель рекордного мотоцикла - V образный, двухцилиндровый (1489 см3, 12 л.с.) - был взят с одного из серийных автомобилей Peugeot. Для облегчения веса оребрение было сохранено только на головках цилиндров, а сами цилиндры получили гладкие стенки. 2 октября 1904 года гонщик Ланфранки (Lanfranchi) сумел установить мировой рекорд, показав скорость 123,293 км/ч. На следующий год гонщик Сиссак (Cissac) на аналогичном мотоцикле с двигателем совсем уж гигантского даже по современным меркам рабочего объема - 1700 см3 - превысил это достижение, развив скорость 140,62 км/ч. Очевидно, под влиянием этих достижений под маркой Peugeot появилась целая серия мотоциклов с аналогичными V-образными моторами, у которых угол развала цилиндров составлял 45 градусов. Самая легкая 350-кубовая версия развивала мощность 2,75 л.с, а наиболее мощным был 1000-кубовый 7-сильный двигатель. Одноцилиндровые моторы тем временем тоже упрочили свои позиции на рынке. Участвуя в гонке «Тур де Франс» 1905 года, имевшей дистанцию 2134 км, гонщики Сиссак и Жиппонэ (Giuppone) на мотоциклах Peugeot с 333-кубовым нижнеклапанным мотором завоевали соответственно первое и второе места, что способствовало росту продаж этих моделей. В 1906 году претерпела изменения ходовая часть мотоциклов. Усиленная открытая рама по желанию заказчика могла комплектоваться жесткой или мягкой рычажной передней вилкой. Никелированный бак нес в себе не только резервуары для бензина и масла, но и нишу для батареи системы зажигания.

Двигатели Peugeot, особенно двухцилиндровые, пользовались стабильным спросом, Еще с 1904 года они поставлялись английской фирме «Нортон», а в 1907 году Рем Фаулер на мотоцикле «Нортон» с двухцилиндровым V-образным 690-кубовым мотором Peugeot стартовал в самой первой гонке «Турист Трофи» и победил в классе двухцилиндровых машин, показав среднюю скорость 69,1 км/ч. В 1909 году компания НЛДжи установила двухцилиндровый мотор Peugeot рабочим объемом 994 см3 на одно из своих шасси. Гонщик Кук установил на таком мотоцикле несколько рекордов скорости.

Эжен Пежо скончался в 1909 году. Руководить предприятием стали его сыновья Пьер, Робер и Жюль (Pierre, Robert, Jules Peugeot). На следующий год они, объединившись со своим дядей Арманом Пежо (который пережил брата на 6 лет), организовали единое предприятие - «Акционерное общество автомобилей и мотоциклов Пежо» (Societe Anonyme des Automobiles et Cycles Peugeot). Новинкой того сезона стал «Легкий мотоцикл» (Motocyclette Legere), получивший двухцилиндровый V-образный двигатель (333 см3, 2,5 л.с.) с автоматическими впускными клапанами. круглый никелированный бензобак и переднюю вилку «Трюффо». Одновременно в серию пошла модель «MX» с одноцилиндровым нижнеклапанным двигателем (499 см3, 3,5 л.с). С 1912 года «Легкий мотоцикл» получил двигатель большего объема (380 см3, 3 л.с), но устаревшая модель с двигателем образца начала века пользовалась все меньшим спросом. В 1913 году дебютировала модель «Париж-Ницца», получившая свое название после победы в гонке по этому маршруту. Главной особенностью машины стал двухцилиндровый V-образный нижнеклапанный двигатель (345 см3, 3,5 л.с.) нового поколения.

Самым же известным мотоциклом Peugeot того времени стала гоночная модель, оснащенная совершенно уникальным для мотоциклов тех лет силовым агрегатом. В 1912 году работник автомобильного отделения компании Эрнест Анри (Ernest Henry) создал четырехцилиндровый двухвальный мотор для гоночного автомобиля. На базе этой разработки им был спроектирован и мотоциклетный вариант. Двигатель с двумя вертикальными цилиндрами, стоявший в раме поперечно, получил головку цилиндров с восемью клапанами и двумя распределительными валами, приводившимися сложной шестеренной передачей. Мотоцикл оснащался также трехступенчатой коробкой передач, крепившейся непосредственно рядом с мотором, параллелограммной передней вилкой и цепным приводом заднего колеса. На этом мотоцикле Поль Пеан (Paul Pean) успешно выступал в многочисленных гонках до начала 20-х годов. До серийного производства аналогичных моторов дело не дошло - головка цилиндров работала в очень жестком термическом режиме, и специалисты Peugeot предпочли развивать V-образные «двойки».

После начала Первой мировой войны концерн Peugeot поставлял в армию автомобили и мотоциклы, продавая кое-что и на внутреннем рынке. К тому времени в программе предприятия появилась тяжелая модель «МТ» с V-образным двухцилиндровым мотором (662 см3, 6 л.с.) и непосредственным ременным приводом заднего колеса. В 1917 году рабочий объем мотора увеличился до 739 см3, мощность осталась прежней, зато в трансмиссии появилась трехступенчатая коробка передач, хотя задний привод оставался ременным. Именно эти машины, как с боковой коляской, так и в одиночном варианте, составили основу армейских поставок и выпускались до 1921 года. Затем их сменили одноцилиндровые модели.

Зато появившимся в 1954 году мотороллерам «S 55» и «S 57» суждено было заложить основы нынешней политики концерна. Очень красивые машины с двухтактным двигателем (122,5 см3) и трехступенчатой коробкой передач с ножным механизмом переключения пользовались большой популярностью. Интересно, что на этих машинах имелся стрелочный указатель включенной передачи. Постепенно скутеры вытеснили из производственной программы концерна не только мотоциклы, но и мотовелосипеды. Лишь в 1978 году фирма Peugeot вышла на трассы кросса и эндуро с мотоциклами, получившими двухтактные моторы рабочим объемом от 80 до 200 см3. На базе 200-кубовой кроссовой машины была даже сделана версия для французской армии. Сегодня компания «Мотоциклы Пежо» (Peugeot Motocydes) выпускает ежегодно свыше 200 тысяч скутеров и мопедов.

peugeot moto