иж лого

Мануалы ИЖ

иж 2126
иж 2126

История ИЖ (Ижевского автомобильного завода)

В 1965 году началось строительство завода. В 1969 году вступил в строй цех мелкой штамповки, организовалось сварочно-кузовное производство. К концу года был достроен корпус для цехов сварки, окраски, а также корпус с цехами сборки «белого кузова», мягких узлов и окончательной сборки автомобиля. Осенью следующего года заработал главный конвейер.
Проектная мощность автосборочного завода превышала 220 тысяч автомобилей в год и была обеспечена новейшими разработками ведущих западных фирм. Основное оборудование стоимостью в несколько сот миллионов рублей для прессового, сварочно-кузовного, окрасочного, гальванического и сборочного производств решено было приобретать через фирмы «Рено» и «Эрфурт». Из 40 автоматических и поточно-механизированных линий в цехе крупной и средней листовой штамповки 6 изготовила фирма «Рено», она же привлекла к сотрудничеству фирмы «Блисс», «Спирц», «Клиринг». 26 линий взялась поставить фирма «Эрфурт». Площадь крытых складов и проездов в период оснащения автозавода оборудованием достигла 30% от общей производственной площади.
Ижевский автозавод создавался одновременно с Волжским. Практически одинаковыми были и требования к этим предприятиям. Например, годовой выпуск автомобилей на одного работающего в каждом из двух проектов был предусмотрен на уровне 20-23 штук. Почти одинаковым с вазовским намечалось в Ижевске и производство продукции на 100 кв. метров развернутой площади, и себестоимость автомобилей. Словом, Ижевский автозавод был задуман «под стать» ВАЗу, только в одну треть его первоначальной проектной мощности.

Первый автомобиль - МОСКВИЧ-408 (его производство было передано в Ижевск с московского АЗЛК) с эмблемой «ИЖ» на радиаторе - сошел с конвейера автозавода в ночь на 12 декабря 1966 года. До конца месяца было собрано 300 автомобилей, а в мае с конвейера сошел 1000-й автомобиль.
Первенец автозавода выпускался три года, всего было собрано 4196 этих машин. МОСКВИЧ-408 «обкатал» технологию производства для своего более успешного и перспективного наследника. МОСКВИЧ-412, отличался большим объемом двигателя, увеличенной скоростью (со 120 до 140 км/час) и немного - внешним видом, благодаря чему стал настоящим хитом среди выпускаемой предприятием продукции. Выпуск этой модели продолжался до 1999 года - так она был любима на потребительском рынке. Всего же за 32 года производства было выпущено 2 317 493 таких автомобиля - это почти половина продукции предприятия, созданной более чем за 40 лет.
«412-й» стал основой для целой плеяды автомобилей, разработанных конструкторами Ижевского автозавода. Прежде всего, стоит упомянуть первый легкий развозной фургон ИЖ-2715 и первый советский пятидверный хэтчбек ИЖ-2125 («ИЖ-Комби»).
Ижевский «каблучок», фургон ИЖ-2715, появившийся в 1972 году, сразу занял подобающую нишу на рынке. У этого коммерческого автомобиля не было конкурентов в Советском Союзе и, кроме того, существовал повышенный устойчивый спрос за рубежом. Небольшой юркий автомобиль с приличной для такого «роста» грузоподъемностью завоевал доверие по всему свету. Поэтому в период с 1972 по 2001 год выпустили таких фургонов порядка одного миллиона. (Потом, в 90-х годах, появилась «Ода-Версия». В 2005 году «ИжАвто» вернулся к «каблучку» - правда, на базе вазовской «четверки».)
«Комби» была спроектирована еще в 1966 году, и в том же году автомобиль показали на дизайнерской выставке в Москве, однако в серию он пошел только в 1973 году. Необычная ступенчатая задняя часть кузова, широкая пятая дверь, большой багажник со складной задней полкой сделали эту модель весьма популярной на внутрисоюзном и внешнем экспортных рынках. Всего за 24 года (1973-1997) собрано около 415 тысяч таких автомобилей.
Рекордный выпуск продукции - почти 190 тысяч автомобилей - зарегистрирован в 1988 году. И география экспорта к этому времени (несмотря на сравнительно небольшие отгрузки) сформировалась обширная: Куба, Финляндия, Турция, Венгрия, Китай, Афганистан, Панама, Сирия, Никарагуа, Ямайка. В Венгрии в 1988 году функционировало, например, 59 технических станций по ремонту и обслуживанию автомобилей ИЖ.

Первый отечественный полно-приводный автомобиль появился на Ижевском автозаводе в 1970 году. Это был полно-приводный джип ИЖ-5 с оригинальным самоблокирующим дифференциалом. Год спустя на его основе был спроектирован и выпущен полно-приводный автомобиль ИЖ-14. Немногим известно, что эта машина стала прототипом вазовской «Нивы». Оригинальная раздаточная коробка этого автомобиля позволяла переключаться с переднего моста на задний или на оба сразу. Примерно в это же время ижевские конструкторы занялись разработкой передне-приводного автомобиля, получившего имя ИЖ-13. Но оборонной промышленности не требовались такие детища подконтрольного предприятия. Перспективы многопрофильного развития оставили молодому гиганту АВТОВАЗу, а «ИжАвто» сосредоточился на выпуске задне-приводных автомобилей.

«Ода» родилась 14 сентября 1990 года. В этот день был сварен кузов первого автомобиля ИЖ-2126 - пяти-дверного «хэтчбека» с традиционным задним приводом и двигателем ВАЗ-2106. В народе он получил название «Орбита», и только в 1999 году - современное официальное название «Ода». Впоследствии на его платформе стали выпускать фургоны ИЖ-2717, «пикапы» ИЖ-27171, ИЖ-212615. В 1991 году на базе автомобиля ИЖ-2126 появляется «универсал» ИЖ-21261 Fabula.
О том, что это были за автомобили, говорит следующее. Полноприводная «Ода» приняла участие в автопробеге «Евразийский путь», который увел автомобиль далеко на Север, за границу полярного круга. «Ижу» нипочем оказались 40-градусные морозы, длинные расстояния и поход по снежной пустыне. Что касается обычной «Оды» и «Фабулы», то первая из них прошла путь от Москвы до Владивостока, а вторая - обратно, причем обе - без серьезных поломок.
Длительный перерыв в освоении новых моделей на Ижевском автозаводе был вызван экономическим кризисом 90-х годов. Объемы производства упали до 10 тысяч автомобилей в год, при мощности предприятия в 220 тысяч. Начались массовые сокращения рабочих и задержка выплат заработной платы. Исправить ситуацию на Ижевском автозаводе не помогло и соглашение о сборке ижевских коммерческих автомобилей на территории Белоруссии, достигнутое во время визита в Удмуртию президента республики Александра Лукашенко в феврале 1999 года.

Второе рождение автозавода наступило в 2000 году. Новое руководство предприятия, среди которых и специалисты АВТОВАЗа, смогли поднять производство. Одним из первых шагов стал выпуск на площадях автозавода любимой многими «шестерки» (за все годы выпущено 133 тысячи ВАЗ-2106), два года спустя в Ижевск было переведено производство «универсала» ВАЗ-2104 (всего в Ижевске собрано около 120 тысяч «четверок»). Общее количество собранных в Ижевске вазовских моделей на сегодняшний день - более 250 тысяч.


В 2004 году ОАО «ИжАвто» занимало второе место в Российской Федерации по производству легковых автомобилей после АВТОВАЗа. За период 2000-2004 гг. объем производства предприятия увеличился почти в 4 раза, а рыночная доля продукции автозавода возросла с 3% до 8%.
Однако под влиянием целого ряда факторов (моральное устаревание модели, падение объемов продаж на 32% и убыточность производства автомобилей марки ИЖ) было принято решение о снятии автомобилей этого семейства ИЖ с производства (возвращение произошло только в декабре 2005 года, когда на конвейер автозавода встал новый фургон ИЖ-27175 - на базе «Оды» и ВАЗ-2104, на сегодняшний день собрано более 25 тысяч ИЖей). Также были снижены объемы производства автомобилей ВАЗ. Выходом из сложившейся ситуации стало соглашение с KIA Motors Corporation.