В 10-20-х годах ХХ века в индустриально развитой Чехословакии было множество фирм, мастерских, производивших мелкосерийно мототехнику. Некоторые мотоциклы были и знамениты и примечательны.
Достаточно вспомнить удивительный Bohmerland (самый длинный серийный мотоцикл за всю историю) или BD500 Франтишека Коха, выпускавшийся на заводе "Брейтфельд-Данек". Однако история самой
знаменитой чехословацкой марки началась в Германии в 1928 году, когда немецкая фирма Wanderer, не выдерживая конкуренции с BMW, решила полностью перейти на выпуск автомобилей. В это же время в Чехословакии владелец оружейного завода Франтишек Янечек ввиду сокращавшихся
заказов на вооружение решил переориентироваться на выпуск мотоциклов.
В годы оккупации заводы Jawa занимались ремонтом немецкой военной техники (в том числе и мотоциклов) и изготовлением деталей военного снаряжения. Но, несмотря на то, что работа над гражданскими
изделиями приравнивалась к саботажу и наказывалась беспощадно, конструкторская работа не затихала ни на минуту. Удалось даже провести испытания серии экспериментальных мотоциклов пробегом в 100
тысяч километров — с эмблемами DKW на бензобаке и в военной раскраске под видом обкатки отремонтированных немецких мотоциклов. В результате Jawa оказалась самой подготовленной к мировому
производству. Уже в 1945 году началась сборка моделей довоенного образца — в годы войны удалось спрятать около 8,5 тысяч комплектов деталей. А в 1946 году на Парижском автосалоне дебютировала
тайно спроектированная и испытанная в годы войны Jawa-250. Созданная Иосифом Иозефом конструкция вызвала сенсацию. В то время как конкуренты предлагали варианты довоенных моделей, Jawa была
действительно новым мотоциклом:
•Одноцилиндровый двухтактный двигатель с возвратно-переменной продувкой, в блоке с четырехступенчатой коробкой передач с автоматом выключения сцепления;
•Одинарная рама из стальных труб квадратного сечения;
•Передняя телескопическая вилка, свечная задняя подвеска.
Весь мотоцикл имел на редкость ладный и законченный облик: кожух фары плавно переходил в верхний чехол вилки, карбюратор был закрыт специальным кожухом и даже провода были упрятаны в раму.
Собственно, вот оно — рождение "Чекушки".
В 1948 году появился и двухцилиндровый 350-кубовый вариант этой модели. Тогда же был спроектирован и гоночный мотоцикл с двухцилиндровым четырехтактным двигателе рабочим объемом 498 куб.см. и
верхним распределительным валом, конструктивно сходным с довоенным двигателем бельгийской фирмы FN. С 1952 по 1958 годы выпускалась также дорожная версия мотоцикла с этим двигателем. В те времена
Jawa была полноправным участником мировой конструкторской мысли. Так фирма Derbi, начиная с 1949 года, выпускала мотоциклы с двухтактными двигателями самого различного формата — от 100 куб.см. до
двухцилиндровой 350-кубовой машины, очень напоминавшей разработки Jawa.
После Второй Мировой войны Чехословакии было суждено попасть в объятия "Большого Брата" с Востока. Крупнейшие машиностроительные предприятия, в том числе мотоциклетные, были национализированы.
Надо отдать должное — чехи смогли в полной мере использовать преимущества плановой системы. В конце 50-х годов чехословацкие мотоциклы экспортировались в 120 стран мира. Должное нужно отдать и
"Большому Брату" — за без малого 50 лет советской власти подававшее столь большие надежды чешское мотостроение было развалено. Однако вернемся в славное прошлое.
Золотые 50-е
В 1953 году мотоциклы Jawa получили усовершенствованную переднюю вилку, маятниковую заднюю подвеску и новую облицовку. Именно в этом виде мотоциклы Jawa стали знакомы и нашим мотоциклистам — в
середине 50-х годов начался их экспорт в Советский Союз, вскоре ставший главным покупателем чехословацких мотоциклов. В 1955 году на заводе, выпускавшем ранее легкие мотоциклы "Манет", начался
выпуск 50-кубовых Jawa-Pioneer — популярный в ту пору симбиоз мотороллера и мопеда. Примечательны были успехи Jawa и на спортивных трассах. Специальные гоночные мотоциклы завоевали уважение
соперников на гоночных трассах, а практически серийные Jawa в 40-50-х годах шесть раз приводили команду Чехословакии к победе в международных 6-дневных мотосоревнованиях.
Завод CZ после войны возобновил производство разработанного в конце 30-х годов легкого мотоцикла с двухтактным двигателем рабочим объемом 123 куб.см. Конструкция непрерывно совершенствовалась — в
1948 году мотоцикл получил переднюю телескопическую вилку, а через два года и свечную заднюю подвеску, но все же устаревшая конструкция уже не была конкурентно способна. В 1954 году ее сменили
спроектированные на заводе Jawa мотоциклы с одноцилиндровыми двухтактными двигателями, рабочим объемом 123 и 148 куб.см. (вскоре рабочий объем большего двигателя был увеличен до 171.7 куб.см.).
Эти мотоциклы и по ходовой части, и даже по внешнему виду были тесно унифицированы с мотоциклами Jawa да и само мотопроизводство было к тому времени в организационном отношении подчинено
Jawa.
Впрочем, два направления в развитии мотопродукции CZ оставались самостоятельными. Замечательные гоночные мотоциклы имели одноцилиндровые четырехтактные двигатели с одним, а позднее с двумя
верхними распределительными валами, разработанные Ярославом Вальтером. Другой чешский конструктор Ярослав Кох, известный своими довоенными мотоциклами Praha, разработал мотороллер Cezeta с
оригинальным несущим кузовом и 175-кубовым двухтактным двигателем — его серийное производство началось в 1957 году.
В 1949 году чешский гонщик В.Станислав уговорил своего приятеля Ярослава Шимандла, работавшего в испытательном отделе завода Jawa, заняться изготовлением запасных частей для двигателей английской
фирмы JAP, в ту пору имевших монопольное распространение в трековых гонках. Опыт оказался удачным, и вскоре Шимандл смог изготовить точную копию английского мотора. Изготовив три десятка
двигателей, он решил, что накопил достаточный опыт и принялся за разработку собственного варианта. Этот двигатель, получивший марку "Eso S-45", обладал немалыми преимуществами перед английским
прототипом и немалыми возможностями для дальнейшей доводки. К первоначальному варианту — 500-кубовому верхнеклапанному двигателю без коробки передач для трековых гонок — вскоре были добавлены
варианты с коробкой передач для шоссейных гонок и мотокросса.
Тревожные и спортивные 60-е
В 60-х годах правительство Чехословакии решило провести перестройку мотоциклетной промышленности. На "высшем" уровне было решено дать приоритет развитию полупроводниковой промышленности, и под
производство этих элементов не было найдено завода лучше, чем головной завод объединения Jawa в Праге. Производство мотоциклов было переведено на другой завод, а изготовление двигателя, передних
вилок и ступиц колес было отдано заводу CZ. Воспользовавшись случаем, конструкторы решили на обоих заводах выпускать унифицированное семейство с общей ходовой частью для всех мотоциклов — от 125
до 350 куб.см. Однако, требования рынка все же пробивались и сквозь железный занавес. Так для искушенных западных рынков в 1968 году было начато производство варианта Californian с раздельной
системой смазки, увеличенной мощностью двигателя и более современным внешним видом. Под маркой Jawa на заводе в словацкой Поважской Бистрице изготавливались также легкие 50-кубовые мотоциклы. В
1967 году на этом заводе началось производство мотоцикла Jawa-90 с одноцилиндровым двухтактным двигателем с дисковым золотником на впуске и 5-ступенчатой коробкой передач.
Компенсацией за потерю пражского завода стал завод Eso, присоединённый к объединению Jawa в 1964 году. Производство конкурирующих кроссовых мотоциклов было прекращено, зато расширено изготовление
мотоциклов для спидвея. Верным приверженцем марки стал трехкратный чемпион мира по спидвею новозеландец Гарри Бригтс. Он занялся активной рекламой и продажей трековых мотоциклов Jawa. И лучшей
рекламой стал выигранный им в 1966 году титул чемпиона мира — четвёртый для него и первый для Jawa.
Но время шло, а мотопродукция Чехословакии ориентированная главным образом на экспорт в СССР и другие страны восточного блока, все более отставала от мирового уровня. На западных рынках мотоциклы
чешского производства находили все меньше покупателей. В 70-е годы в программе Jawa главной новостью стала новая модель Jawa-350/634, серийное производство которой началось в 1973 году.
Модернизированный двухцилиндровый двухтактный двигатель, был установлен в новую раму — трубчатую, дуплексного типа, созданную на основе превосходных спортивных мотоциклов фирмы. Эта модель была
ориентирована на требования рынка СССР и стала единственным дорожным мотоциклом в программе фирмы. Единственной альтернативой стал мопед Jawa-Babetta, производство которого началось в 1971 году
на филиале в Поважской Бистрице. Очень похожий на Puch-Maxi, он имел одноцилиндровый двухтактный горизонтальный двигатель, с автоматическим сцеплением без коробки передач. Успешными были
спортивные мотоциклы марки Jawa для спидвея, гонок на льду (практически монополисты в этом виде спорта) и многодневных соревнований (команда Чехословакии на мотоциклах Jawa семь раз с 1970 по
1974, 1977 и 1978 годах — выигрывала главные призы международных шестидневных соревнований).
Достаточно популярными были легкие мотоциклы CZ — к дорожным вариантам с одноцилиндровыми двухтактными двигателями рабочим объемом 123 и 172 куб.см. в 1970 году были добавлены мотоциклы в стиле
"эндуро". В середине 70-х годов гамма дорожных мотоциклов пополнилась моделями с двухцилиндровыми двухтактными моторами — 250-кубовая в 1974 и 350-кубовая в 1975 году. Но спортивные мотоциклы CZ
в 70-е годы утратили свою былую репутацию "машин для чемпионов", хотя заводские гонщики на специально подготовленных мотоциклах несколько раз были близки к покорению чемпионских званий в
мотокроссе!
К началу 80-х годов сложился новый "классический" облик мотоцикла в который совсем не вписывалась продукция мотоциклетной промышленности Чехословакии, ориентированной главным образом на
необъятный мотоциклетный рынок СССР. Мир повернулся в сторону четырехтактных двигателей даже в малых кубатурах. А двигатели рабочим объемом свыше 250 куб.см. (за исключением спортивных) вообще
стали четырехтактными поголовно — кроме устаревших конструкций из СССР и Чехословакии. Газораспределение с помощью дискового золотника утратило былую популярность — достаточно хорошие показатели
стали снимать с моторов с обычным газораспределением с помощью поршня. Необычайно привлекательной оказалась возрожденная фирмой "Ямаха" схема с лепестковым клапаном на впуске — простейший способ
увеличить фазу впуска, избегнув при этом обратного выброса смеси. В общем, для Запада Jawa просто перестала существовать. После распада восточного блока и СССР и перехода на расчеты в
свободно-конвертируемой валюте, оказалось, что охотников покупать мотоциклы Jawa и в России не находится. Это привело к жесточайшему кризису сбыта, выход из которого лишь намечается.
В самом тяжелом положении оказался головной завод объединения Jawa, 350-кубовый мотоцикл завоевавший столь добрую славу на нынешнем рынке, на Западе оказался никому не нужен. Не помогла делу и
модернизация — установка дискового тормоза и новой облицовки. Хотя завод "скорее жив, чем мертв", но пока никто не знает, удастся ли ему выбраться из этой ситуации. Возможно спасет его
появившаяся в 1993 году совершенно новая модель мотоцикла в стиле эндуро с современным одноцилиндровым двухтактным двигателем рабочим объемом 250 куб.см. с пятиступенчатой коробкой передач,
жидкостным охлаждением, задней подвеской с центральным моно-амортизатором. Проблемы со сбытом не в такой степени заботят два отделения, также несущих марку Jawa. Завод в Дивишове, выпускающий
спортивные мотоциклы для трековых гонок и гонок по льду, по-прежнему собирает каждый год несколько чемпионских титулов и наслаждается неубывающим спросом ведущих гонщиков всего мира. Завод в
Словакии, выпускающий мопеды Babetta, получил самостоятельность еще в 1986 году и выпускает современные машины с автоматической двухступенчатой коробкой передач.
Крупное промышленное объединение, выпускающее мотоциклы CZ, в меньшей мере ощутило проблемы сбыта благодаря своей многопрофильности: освободившиеся мощности оно перевело на выпуск другой
продукции. Кроме того, ему удалось достичь договоренности с итальянским концерном Cagiva. После
распада бывшего социалистического блока представители Cagiva побывали на всех крупных мотозаводах Восточной Европы. Выбор пал на фирму CZ и в 1993 году началось производство легких мотоциклов
Cagiva Blues 125 по итальянской документации. Готовится к производству также 180-кубовый четырехтактный двигатель собственной конструкции.