Derbi 50cc (PDF)
Derbi atlantis aire
2002(PDF)
Derbi BI3 (PDF)
Derbi C5 Diablo(PDF)
Derbi FDS (PDF)
Derbi GPR Replica1999 - 2001(PDF)
Derbi Senda X Race SM 2006(PDF)
Испанец Симеон Рабаса Сингла (Simeon Rabasa Singla) в 1922 году открыл маленькую мастерскую по ремонту и прокату велосипедов в селении Моллет недалеко от Барселоны. Со временем она превратилась в
небольшой заводик, и в 1944 году Рабаса зарегистрировал компанию по производству велосипедов «Бициклетус Рабаса» (Bicicletus Rabasa). Уже в конце 40-х годов она выдвинулась в число ведущих
изготовителей велосипедов в Испании.
Тогда же Симеон занялся разработкой своего первого мопеда, дебютировавшего в 1949 году. Машина получила 48-кубовый двухтактный двигатель «перевернутого» расположения (выпускная труба выходила из
задней стенки цилиндра), двухступенчатую коробку передач с ручным механизмом переключения и свечную подвеску заднего колеса. Рабаса назвал эту модель «Derbi SRS». «Дерби» являлось сокращением от
«DERivados de Blcicleius» («созданный из велосипеда»), a «SRS» - сокращением инициалов создателя.
Уже в следующем году компания представила свой первый полноценный мотоцикл, 250-кубовую машину, чрезвычайно похожую на «Яву» (Jawa) — одноцилиндровый двухтактный двигатель мощностью 9 л.с., четырехступенчатая коробка передач с ножным механизмом переключения. Чуть позже
последовал двухцилиндровый 350-кубовый вариант, также выполненный в стиле «Явы».
Благотворным для компании стал принятый в конце 60-х годов запрет многоцилиндровых конструкций в гоночном классе 50 см3, поставивший вне закона сложные японские машины. В 1969 году испанский
гонщик Анджель Нието (Angel Nieto) принес марке первый титул чемпиона мира; свой успех он повторил и в 1970 году. В 1967 году Томбас создал интересный 125-кубовый мотоцикл с двухцилиндровым
V-образным двигателем воздушного охлаждения, но эта машина не достигла успеха. Гораздо более удачным оказался 125-кубовый мотоцикл с рядным двухцилиндровым мотором жидкостного охлаждения,
разработанный в начале 70-х годов. В 1972 году Ньето стал чемпионом мира сразу в классах 50 и 125 см3. На волне этого успеха в 70-х годах выпускалась и серийные гоночные мотоциклы с
одноцилиндровым двухтактным 49-кубовым двигателем воздушного охлаждения мощностью 15,5 л.с.
50-кубовые мотоциклы «Дерби» в 80-е годы быстро прогрессировали: в их оснащении появились дисковые тормоза, литые колеса, задние моноподвески. В 1986 году дебютировал первый скутер компании,
75-кубовый «Скут» (Derbi Scoot). Фактически эта машина, созданная на агрегатах мопеда «Вариант», по своей компоновке была скутереттой: двигатель располагался не под седлом, а под настилом
облицовки, имелась длинная клиноременная передача на заднее колесо. Через год дебютировала и 50-кубовая модификация «DS50».
Класс 50 см3 в 1984 году уступил место в шоссейно-кольцевых гонках классу 80 см3, и компания «Дерби» в соответствии с новыми правилами построила гоночный мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным
двигателем жидкостного охлаждения, с сильно наклоненным вперед цилиндром и пространственной трубчатой рамой типа «птичья клетка». Уже в дебютном году талантливый испанский гонщик Хорхе Мартинес
(Jorge Martinez) занял четвертое место в чемпионате, через год стал вторым, а в 1986 году -чемпионом мира! Этот успех он повторил и через год, а в 1988 году выиграл чемпионский титул сразу в двух
классах: компания подготовила и 125-кубовый вариант машины. Последний чемпионат класса 80 см3 (в 1990 году эта категория была отменена) выиграл в 1989 году его товарищ по команде Мануэль Эррерос
(Manuel Herreros).
В 2000 году увидело свет новое поколение мотоциклов «Сенда» с диагональной рамой взамен прежней трубчатой, а на скутеры помимо 50-кубовых стали ставить и 85-кубовые двигатели (мощностью 8,5
л.с.). Успешно возобновлена и гоночная программа: в 2000 году японец Юйчи Уи (Uichi Ui) на мотоцикле «Дерби» стал вице-чемпионом мира в классе 125 см3.
Сбыт и прибыли компании в конце 90-х годов росли такими темпами, что фирма объявила о стремлении захватить в ближайшие годы 10% европейского рынка 50-кубовых скутеров. Но, видимо, амбиции
оказались выше возможностей. Сенсация грянула в начале 2001 года: владелец компании, семья Рабаса, фактически продала «Дерби» итальянскому концерну «Пьяджио» (Piaggio), обменяв 100% своих акций на 5% акций итальянского конгломерата. В России мотоциклы Derbi почти не продаются.